Война — это мир, незнание — сила: как не стать жертвой пропаганды
Содержание статьи
Казалось, что о том, как работает пропаганда, каждый из нас знает досконально. Манипуляция фактами, освещение только одной (нужной пропагандистам) точки зрения, а зачастую и откровенная ложь — используются любые средства, чтобы распространить и внедрить определенную идею в общественное сознание.
В ХХ веке технологии пропаганды стали главными инструментами диктатур. Увы, в ХХI столетии они все еще актуальны, несмотря на кажущееся обилие и доступность информации.
Рассказываем, как работает пропаганда и как не стать ее жертвой. Это как никогда важно в условиях военной цензуры и массовых блокировок независимых СМИ.
В новый век с теми же инструментами
В 1937 году социологи, историки, журналисты и общественные деятели создали Институт анализа пропаганды и обозначили семь ее главных методов:
- Навешивание ярлыков. Использование слов с негативным окрасом по отношению к определенным лицам или группам с целью вызвать неприязнь, предубеждение к ним. Этот метод провоцирует делать выводы, не требуя доказательств и проверок.
Вопросы для самоконтроля: Что на самом деле означает слово, которым «клеймят» ту или иную группу? Какие реальные действия позволяют приписать лицу или группе это обозначение?
- «Блистательные обобщения». Расплывчатые фразы, связанные с ценностями и убеждениями, разделяемыми общественностью. Часто апеллируют к таким понятиям, как честь, патриотизм, стремление к миру, свободе — категориям, которые означают разные вещи для разных людей.
Вопросы для самоконтроля: Что конкретно подразумевает спикер под общей категорией?
- Свидетельства авторитетов. Приведение высказываний экспертов, лидеров общественного мнения в поддержку какой-либо группы людей, идеи и тому подобное. Призывает слепо верить их заключениям. Часто цитаты вырваны из контекста или вовсе никогда не произносились.
Вопросы для самоконтроля: Действительно ли человек, на которого ссылаются, является экспертом в данном вопросе? Какие конкретно приводятся аргументы?
- «Свои парни». Задача — убедить аудиторию в том, что тот или иной спикер является «выходцем из народа», который отстаивает ее интересы. Он может намеренно использовать ту же манеру общения, жесты, чтобы вызвать большее доверие.
Вопросы для самоконтроля: Чего стоит та или иная идея безотносительно личности говорящего?
- «Общий вагон». Метод нацелен на убеждение человека, что все представители его группы поддерживают определенную идею. Могут использоваться фразы вроде: «Все нормальные люди понимают, что…»
Вопросы для самоконтроля: Как высказываемая идея отвечает конкретно моим интересам?
- «Подтасовка карт». Избирательное использование фактов, поддерживающих определенное утверждение, и сокрытие противоположных аргументов. Задача — заставить аудиторию принять предлагаемые факты как вывод.
Вопросы для самоконтроля: Можно ли опровергнуть эти аргументы? Кто еще освещал ту или иную тему и как?
- Трансфер. Перенос авторитета, престижа чего-то, что мы уважаем, на то, что пропагандист хочет, чтобы мы приняли. Например, пропаганда нацистской Германии рационализировала расистскую политику, апеллируя к науке и религии.
Вопросы для самоконтроля: В чем отличие двух сущностей, которые пытаются связать между собой?
Описанные еще в 30-х годах прошлого века методы используются до сих пор.
Пропаганда практически всегда опирается на эмоциональную, а не рациональную часть. Одна из главных задач — устранить всяческую возможность критически мыслить, заставить принимать аргументы на веру и не проверять факты.
Различные инструменты позволяют воссоздать необходимую пропагандисту картину мира. Очевидно, чтобы не просто распространить определенные убеждения, но и внедрить их в сознание людей, потребуется время и ресурсы.
«Мы добиваемся не правды, а эффекта»
«Отец» нацистской пропаганды Йозеф Геббельс одним из первых понял, что для эффективного продвижения необходимых властям идей необходимо задействовать культуру и СМИ, затрагивая эмоции, а не разум.
Возглавляемое им Министерство народного просвещения и пропаганды подчинило себе все — радио, кино, литературу и прессу. Все они транслировали одни лозунги, напрямую или косвенно внедряли идеи власти и очерняли всех, кто был ей неугоден. Пропагандистская машина работала массово и практически беспрерывно.
Сегодня же радио сменили телевизоры, а в руках у нас не газета, а смартфон. Новые инструменты, которые влияют на общественное сознание стали более доступными, а картинка — еще красочней. Методы же не изменились, а только модифицировались.
В эпоху фейковых новостей, бесконечного потока информации и ботов в соцсетях люди все меньше проверяют факты и все чаще выбирают те источники, которые в большей степени согласуются с их позицией. Но если выбирать не из чего?
Разумеется, пропаганда, часто построенная на противопоставлении «свой-чужой», не терпит инакомыслия. Потому в государствах, строящих свое взаимодействие с обществом на подобной основе, закрывают независимые СМИ и внедряют жесткую цензуру.
Когда информация искажается, но никто не может ее опровергнуть, внедрить идею проще в сотни раз. Как писал Джордж Оруэлл: «Чем меньше выбор слов, тем меньше искушение задуматься».
Однако манипулирование эффективно только до момента, пока жертва не догадывается о нем. Но в век технологий и глобализации противостоять манипуляциям возможно.
5 советов, как не стать жертвой пропаганды
Источник: Источник